Британских исследователей,
занимающихся изучением мозга, заинтересовал вопрос наличия интеллекта у коз.
Исходя из истории одомашнивания диких
млекопитающих животных, рассматривалось предпочтение человека при выборе использования
того или иного их вида в бытовых целях. Например, одомашнивая собаку, люди предполагали,
что это животное должно стать помощником на охоте, охранником, защитником и
другом. Это было обусловлено наличием у собак хороших социально-познавательных
способностей. Собаки представляли интерес, как животные, способные к обучению.
Большинство копытных, в частности –
козы, были одомашнены для получения молока, мяса и шерсти. Человек не был
взыскателен к их интеллекту. В связи с
этим сформировалось общественное мнение, что овцы и козы не являются
интеллектуальными животными.
Экспериментальными исследованиями
данного вопроса ранее не занимались, но сообразно логическим предположениям ,
было понятно что способность к выживанию в суровых климатических условиях,
условиях трудного доступа к пище, условиях
больших и сложных социальных групп было возможно при наличии интеллекта.
Проведение экспериментов по
исследованию интеллекта коз в дикой природе предполагало большие затруднения и
учёные решили провести их среди одомашненных животных. Правда, их смущала гипотеза
о том, что интеллект домашних коз может быть значительно снижен из-за
зависимости от людей, в результате чего их познавательная способность к методам
определения местоположения пищи и её добычи снижается. К тому же, предполагалось,
что именно в результате одомашнивания, козы имеют меньшую массу мозга (0,13
кг), нежели они имели её, проживая в дикой природе (0,18 кг).
Британские исследователи провели
эксперимент, который должен был выявить, способны ли козы помнить и решать
проблему добычи корма и зависит ли эта способность от величины их мозга.
Для решения этой задачи животным был
предложен корм, для добычи которого они должны были выполнить два действия.
Корм был заключён в прозрачную
коробку. Коробка имела рычаг, который нужно было потянуть, а затем – поднять вверх
– в результате этих действий коза получала доступ к корму.
Коз обучали выполнению задачи
следующим образом: первоначально рычаг был выдернут, козу подводили к коробке и
создавали условия, чтобы она, как бы невзначай, задев носом рычаг, поднимала
его и получала доступ к корму. После закрепления данного этапа задача
усложнялась – нужно было таким же образом обучить животное выдернуть рычаг за
веревку, привязанную к нему, а затем уже поднять его вверх.
В пределах 12 испытаний 9 из 12 коз
успешно изучили выполнение задачи в два этапа, т. е., показали хорошие
физические способности познания. Помимо этого козы показали способность к
долговременному запоминанию. Тест повторялся через разные промежутки времени и
выяснилось, что способность к успешному выполнению задачи сохраняется во
времени. В данном исследовании время ограничилось 10 месяцами. Испытания, проводимые
через 10 месяцев, показали, что козы выполняют двухступенчатую задачу добычи
корма из ящика за 4-6 секунд.
Итак, научно доказано, что интеллект
у домашних коз присутствует.
В планах учёных – выяснить зависимость
интеллекта коз от величины их мозга. Для этого планируется исследовать
интеллект диких коз, величина мозга которых больше, чем у домашних.
Надо сказать, что козоводы, вне
зависимости от данных научных исследований, ежедневно практически убеждаются в
наличии интеллекта у своих питомцев.
Поведение и поступки домашних коз часто поражают воображение.
Уважаемые читатели, если у вас есть
интересные истории о поведении коз, расскажите о них в комментариях!
На материале источника http://frontiersinzoology.biomedcentral.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий